Рим – это фантастический город, в котором можно рассматривать абсолютно все, что вас окружает и повсюду находить достопримечательности архитектуры, скульптуры или других видов искусства, поражающих вас своим изяществом и красотой. Именно так и с площадью Минервы, находящейся у храма Santa Maria sopra Minerva. Это едва ли не единственная готическая церковь в Риме, сохранившаяся до наших дней, но сегодня нас гораздо больше интересует монумент, стоящий на площади перед храмом. Это знаменитый обелиск, изображающий слона, держащего на спине египетский обелиск. И именно об этом слоне авторства Лоренцо Бернини мы и поговорим сегодня.

В чем особенность римского слона?

Следует заметить, что такие обелиски, привезенные из Египта, были не просто скульптурными или культурными памятниками, их значение было более символическим — это были Римские трофеи. Хотя следует отметить, что их устанавливали традиционно у входа в храм. Обелиски являются солярными символами в египетской культуре, их отождествляли с богом солнца Ра, в Риме их всего 11 и все они значительно больше, чем Слон Бернини, но от того, что по размеру он самый маленький, он не теряет своей популярности и интерес к нему не уменьшается.

Папа Александр VII Заказал основу для Египетского обелиска, который планировал установить на площади Минервы и к Лоренцо Бернини обратился не сразу, видный скульптор боролся за этот заказ с конкурентом Доменико Палья, бывшим священником доминиканского монастыря. Не можем утверждать, что это на 100% правда, но Доменико разозлился на Бернини, что тот забрал заказ и сумел убедить Папу, что первоначальный эскиз сложен, а может быть, даже опасен в реализации.

Это заставило Бернини вносить правки в эскиз и, как следствие, слон, который в основе обелиска, повернут к штаб-квартире доминиканцев задом, а некоторые эксперты утверждают, что слон улыбается и напряженность его задней части свидетельствует о желании опорожниться. Да, документальных подтверждений этому нет, и вся эта история в большинстве основывается на догадках, но все мы прекрасно знаем, что капля истины скрывается в каждой легенде и каждой истории.

Когда будете проходить мимо этого обелиска, обратите внимание, не заметите ли вы загадочную улыбку слона.

Символизм и значение слона как основы для обелиска

Бернини после получения заказа принял решение, что лучшим вариантом для основы египетского обелиска станет слон, символизирующий в христианстве и античной культуре мудрость, силу, стойкость, а также способность нести бремя знания. Это были основные качества, которые имели чрезвычайное значение для папской власти, и решение Лоренцо Бернини основывалось на глубоком символизме, а не только эстетических соображениях.

Кроме того, выражение силы слона, что в основе обелиска, подчеркивается и надписью на постаменте, в котором говорится о мудрости, которую несет слон — «сильнейший среди зверей», ведь каждый, созерцая эту скульптуру, должен понять, что «нужен сильный разум, чтобы нести мудрость».

Интересно, что Бернини не производил скульптуру самостоятельно. Воплощением его замысла занимался Эрколь Феррат, скульптор из его мастерской, который и выполнил окончательную версию слона. Однако, весь дизайн и общая концепция принадлежали именно Лоренцо Бернини. И история его конкуренции с доминиканским скульптором не единственная, что витает вокруг этого обелиска. Существует также легенда, что священник Доминиканского ордена настаивал на том, чтобы слон был более массивным и «основательным». Бернини, однако, стремился придать ему элегантность, поэтому скульптура выглядит так, будто обелиск держится на спине легкого и грациозного слона, контрастируя с массивным грузом обелиска.