Колизей: самый большой амфитеатр, построенный в Риме всего за 8 лет, сразу ставший центром жестоких боев насмерть и кровавых зрелищ. Здесь бились и умирали сотни тысяч людей и животных, а некоторые виды даже попали под угрозу вымирания из-за чрезмерной жестокости римлян и гостей города, которые со всех сторон собирались, чтобы получить удовольствие.

С момента открытия и принятия за основную религию христианства, что привело к императорскому запрету гладиаторских боев, Амфитеатр Флавиев, более известный ныне как Колизей, не просто так был эпицентром жестоких развлечений. Здесь организовывались масштабные грандиозные события, которые были отражением эпохи и императорского размаха в празднованиях.

Гладиаторские бои – это огромный культурный пласт, объединявший и разделявший одновременно римское общество, и Колизей – поэтому лучшая иллюстрация. Кастовое деление было идеально воплощено в конструкции амфитеатра: для каждого слоя населения были построены отдельные яруса зрительских мест, чем ниже статус зрителя, тем дальше и выше находилось его место от арены. Объединяющим фактором служила массовость и масштабность каждого события, которое собирало невероятное количество зрителей со всего Рима, окружающих провинций и даже зарубежных гостей.

На огромной арене амфитеатра проводили несколько видов боев: бои с дикими животными и гладиаторские бои, также проводились публичные казни. Все мероприятия, проходившие на сцене Колизея, были тщательно спланированы, особенно, что касается боев гладиаторов. В гладиаторских боях участвовали бывшие военные и заключенные, рабы, желавшие избавиться от ига, но участники проходили тщательный отбор и далеко не всех допускали на арену амфитеатра. Устраивались и морские бои на этой арене, для чего ее заполняли водой.

Такие грандиозные события не могли бесследно пройти и легли в основу целого культурного слоя, ведь нашли отражение фактически во всех проявлениях искусства. По подсчетам ученых и исследователей среднестатистический римлянин проводил в Колизее почти треть своей жизни!

Поэтому неудивительно, что культура гладиаторов и гладиаторских боев ярко выражена: начиная от пышных костюмов гладиаторов, подчеркивающих масштабность события, заканчивая песнями и стихами, посвящаемыми победителям и любимцам публики.

Гладиаторство было не просто развлечением для горожан — это была еще одна прослойка общества, имевшая свои привилегии. Не всегда в боях участвовали рабы и пленные, ведь даже некоторые императоры строили гладиаторскую карьеру в одном или нескольких направлениях. Следует заметить, что гладиаторами были далеко не все, кто участвовал в боях: были еще венаторы и бестиарии, сражавшиеся с животными и участвовавшие в кулачных боях.

Все выступления на арене были четко спланированы, имели свою последовательность и назначение, традиции, сформированные годами, которые повлияли на культуру древнего Рима и нашли отражение в последующих эпохах.

Не только грандиозность и культурная ценность являются определяющими характеристиками этой легендарной постройки, но и инженерные достижения, которые были использованы при строительстве Колизея. Ведь этот амфитеатр построен на месте осушенного озера с использованием самых современных дренажных конструкций, а также в нем воплощена целая система для набора воды, чтобы устраивать самые поразительные настоящие морские бои, особенно, если учесть, когда это было сделано. Это волшебство инженерной мысли, которое к тому же стало культурным центром целой эры.