Первым делом во время разговоров о Триумфальной арке в голову обычно приходит парижская. Но на самом деле она далеко не первая, а ее предшественница едва ли не превосходит ее с эстетической и архитектурной точки зрения.

В Риме триумфальные арки создавали еще в эпоху республики. Они всегда были богато украшены, со сложным декором. Позднее такие же торжественные ворота распространились по всей империи.

Однопролетная Триумфальная арка Тита находится на древней Священной дороге по пути к Римскому форуму. Она создавалась для тожественного въезда в город победителей с добычей, трофеями и пленными. И до сих пор это один из лучших сохранившихся образцов римской архитектуры.

История создания

Триумфальная арка Тита создана в честь императора Тита Флавия, который завоевал Иерусалим. Строительство закончил его брат Домициан вскоре после смерти императора. Арку установили на возвышенности на месте входа бывшего «Золотого дома» Нерона. Естественно, она стала самой величественной в Вечном городе. По сути, она была постаментом для бронзовой статуи императора и богини Виктории.

Предыстория: война с Иерусалимом

В 66 году в Иерусалиме вспыхнуло восстание против римской власти. Последней каплей стали притеснения римского прокуратора Иудеи. В еврейских сообществах активно развивались протестные движения.

Поначалу повстанцам везло, но уже вскоре к римлянам пришло подкрепление под руководством Веспасиана. Ему удалось быстро захватить Галилею и пленить руководителя повстанцев. Накаленная ситуация привела к внутреннему расколу в Иерусалиме. Тем временем Веспасиана провозгласили императором, и он отправился в Рим, а командование перешло к его сыну Титу.

Почти полгода Тит осаждал Иерусалим, пока в итоге не взял его. Город был разрушен, а Иерусалимский храм – сожжен. По возвращению на родину Тита ждал колоссальный триумф.

Архитектура и оформление

Высота Триумфальной арки в Риме – 15,4 м. Ширина немногим меньше – 13,5 м. Основной материал – уникальный пентельский мрамор, который добывали только в Аттике. Декоративные полуколонны – первый известный искусствоведам пример композитного ордера, особого архитектурного приема.

Арка Тита отличается строгими и лаконичными формами. Они могут показаться слишком простыми, но тогда именно они выделялись как настоящее произведение искусства, которому подражали во всем мире. Вместо множества барельефов фасад украшают скульптуры богини Виктории и Фортуны.

Рельефы в проходе отражают триумфальное шествие Тита после завоевания. Его ведет богиня Рома, а впереди – шествие с захваченными трофеями и иерусалимской реликвией – золотым семисвечником из храма Соломона. Уникальность изображения в его объеме и в сохранении реалистичных пропорций. Картина максимально передает движение. Например, даже конь в повозке Тита запечатлен несколько раз – словно в анимации.

Первые серьезные реставрационные работы прошли в начале XIX века по указу папы Пия VII. Арку, разрушенную вместе с крепостной стеной в Средневековье, воспроизвели из травертина. Сейчас благодаря усилиям реставраторов арка Тита выглядит почти так же, как при ее сооружении 2 тысячи лет назад. Исчезла только статуя императора сверху.

И это только малая часть историй, которые хранит в себе Вечный город. Еще больше интересных фактов и деталей вы узнаете во время моих экскурсий по Риму и окрестностям!