Площадь Святого Петра (Пьяцца Сан Пьетро) – грандиозная площадь перед главным собором христианского мира – базиликой Святого Петра в Риме, признанной настоящим шедевром градостроительства. Каждый год здесь собираются десятки тысяч туристов и паломников со всего мира, чтобы услышать папское благословение. Знаете ли вы, что история площади насчитывает немало интересных, страшных и интригующих страниц?

Как все начиналось?

Площадь была создана по проекту одного из основателей итальянского барокко, архитектором Джованни Лоренцо Бернини в 1665 –1667 годах. Но началась история значительно раньше, когда папа римский, Сикст V в 1585 г. начал масштабные работы по перестройке и благоустройству города, прокладывая новые улицы и расширяя площади, оформляя их фасадами дворцов и акцентируя городские центры с помощью древнеримских обелисков.

В 1586 году он поручил известному и опытному архитектору Доменико Фонтана оформление площади перед собором Святого Петра с помощью обелиска – мощной вертикальной доминанты, соответствующей духовному величию Ватикана. Заметим, что пространство перед базиликой Сан Пьетро было в то время неприглядно пустым. Итак, перед архитектором была поставлена ​​непростая задача по транспортировке и установке обелиска.

Работу, которая длилась более четырех месяцев, и до наших времен считают чудом инженерного искусства. Высота ватиканского обелиска составляла 25,5 м, а вместе с постаментом – 41 м, а вес 350 т. Строительные работы по установке обелиска были подробно описаны Д.Н. Фонтан в книге, посвященной этим событиям. Согласно легенде, в сфере на верхушке обелиска, долгое время украшавшем цирк императора Нерона, должен был находиться прах Юлия Цезаря. Но во время перемещения и установки обелиска там ничего не нашли.

История обустройства площади

В 1607 – 1612 годах, по распоряжению папы Павла V, архитектор К. Мадерна построил гигантский фасад собора, центральную часть которого оформили восемью могущественными колоннами коринфского ордена. Особенности их расположения с характерным сближением к центру и едва заметным выступом вперед создают типичную барочную «волну».

Одновременно со строительством собора возникла необходимость в обустройстве площади перед ним, которая должна вместить как можно больше людей, которые собираются, чтобы получить благословение папы и принять участие в религиозных празднованиях. Эту задачу, по поручению папы Александра VII, выполнил Джованни Лоренцо Бернини. В 1665 –1667 годах по его проекту построили величественную колоннаду. 284 мощных колонны тосканского ордена, расположенные в четыре ряда, двумя полукольцами охватывают овальную площадь, ширина которой составляет 196 м. Сначала у архитектора был замысел полностью запереть колоннаду, оставив лишь два небольших проезда или построить триумфальную арку. Таким образом, площадь превращалась в «остров молитвы». Однако, такой план не был воплощен.

При проектировании площади задействованы невероятные сложные специфические архитектурные приемы для создания определенных оптических эффектов. Кроме того, считается, что с высоты птичьего лета колоннады образуют форму символического ключа, который является свободным домыслом и не был заложен в проекте. От обелиска по брусчатке расходятся лучи с травертина, напоминая, что в античные времена он выполнял роль астрономического сооружения. По обе стороны от обелиска возведены два фонтана, позже получившие название «римских» и ставшие прототипами для многих фонтанов на площадях столиц Европы. Знатоки говорят, что между фонтанами и обелиском есть две точки, обозначенные на булыжной мостовой дисками, из которых колоннада кажется построенного не из четырех, а из одного ряда колонн.