История Римского театра также богата и разнообразна, как и история греческого. В конце VI столетия до нашей эры Рим стал аристократической республикой, которую возглавлял сенат из знатных римских граждан – нобили. Конечно, все мы знаем, что со временем установилась военная диктатура, а потом пришла Империя. Но тем не менее культурное развитие не стояло на месте.

Этруски познакомили римлян с греческой культурой и алфавитом. Те позаимствовали греческих богов, дали им свои имена и переняли культуру. В тоже время римляне переняли у греков многие тенденции литературы и искусства. Правда, их кардинально переработали, чтобы те соответствовали потребностям римской публики.

Сельские празднования и фесценнины

Римский театр, как и греческий, начинался сельских празднований, которые были привязаны к сбору урожая. Во время народных гуляний люди наряжались в костюмы, пели песни, танцевали, шутили, насмехались, проводили ритуалы. Были очень популярны грубоватые шутки и насмешки, которые назывались фесценнины. Сейчас бы их скорее назвали баттлами, ведь, по сути, две группы участвующих собирались и обменивались язвительными колкостями.

Фесценнины пережили еще несколько веков. Они отражали социальные, политические, экономические и другие проблемы, волнующие местных жителей. Однако позже появился закон, который запрещал фесценнины.

Сатура и Римский театр

Параллельно развивалась ещё одна эффектная форма представления – сатура. По сути, ее можно назвать истокам римской драмы. Именно она с сильнее всего подверглась влиянию этрусков.

Очень интересна история происхождения этого явления. По легенде в 364 году до нашей эры в Рим пришло моровое поветрие. Чтобы боги смилостивилась и подарили им излечение от опасной болезни, на улицах проводились празднования и гуляния. Предполагалось, что актеры и танцоры-этруски должны добиться милости богов. Постепенно этрускам начали подражать и молодые римляне. Они добавили свои движения, жестикуляцию, шуточные диалоги и другие интересные фишечки. В перспективе именно так окончательно сформировалась сатура. Само понятие буквально переводится как «смесь».

Архитектура Римского театра

Говоря о Римском театре, нельзя обойти стороной его интересную архитектуру. Как и римская драма, римский театр во многом позаимствовал тенденции греческого, хотя частично от него отличается. Сцена Римского театра вдвое больше, а зрительские места занимают не более полукруга. Появились лестницы к сцене, орхестры стали уже. В частности, отклонение объясняются тем, что роль хора была заметно сокращена.

Если основная фигура греческого театра – это круг, в Риме это скорее равносторонние треугольники. Нижние места для зрителей шли параллельно сцене. Сцена тоже была ниже греческой. Появилась кровля, которая соединяла сцену и места для зрителей в цельную конструкцию.

Представления в Римском театре

Кроме трагедий и комедий, в Римском театре ставили ателланы, мимы, пантомимы, пиррихии. Проводились поэтические состязания и другие мероприятия. Если в Греции поэты были на высоких ступенях социальной лестницы, в Риме пьесы могли писать даже рабы. А все потому, что спектакли считались просто развлечением, а не данью богам. Их создавали за деньги, наравне с другими ремеслами. К слову, звание актера тоже ценилось очень низко – не сравниться со званием гладиатора. Приглашаю на пешеходные экскурсии Римом.